Как избежать рисков при работе с самозанятыми?

Организациям выгодно работать с самозанятыми - не нужно платить НДФЛ, взносы и отпускные, не нужно сдавать отчеты, нет необходимости содержать рабочее место и пр.

Но одновременно с этим у компании существуют риски, что налоговая заподозрит сокрытие трудовых отношений и доначислит НДФЛ, взносы и штрафы.

Компания рискует попасть на проверку, если
- сотрудничает более чем с 10 самозанятыми;
- платит им выше 20 тыс. рублей в месяц;
- сотрудничает с ними больше 3 месяцев.

Чтобы избежать переквалификацию из отношений с самозанятыми в трудовые отношения рекомендуем:
- убедиться, что самозанятый не был трудоустроен в вашей компании последние 2 года;
- убедиться, что самозанятый оказывает услуги и другим заказчикам;
- убедиться, что предмет договора с самозанятым не совпадает с основным видом деятельности компании, не перечислять в договоре трудовые задачи специалиста, гарантии и подобные детали, не устанавливать ему график, как у штатных сотрудников, не отправлять в командировки;
- избегать постоянного сотрудничества с одними и теми же самозанятыми;
- не начислять ежемесячно одинаковые или похожие суммы;
- проверить сроки выплат вознаграждения и их периодичность: выплаты самозанятым лучше производить в разные дни месяца, избегать выплату дважды в месяц (похоже на зарплату и аванс) и избегать такие даты выплаты как 5, 10, 15, 20, 25е число месяца;
- за каждую оплату требовать чек;
- конкретизировать работы и услуги